Как решать 18 задание ЕГЭ-2024 по обществознанию: методика подготовки и пошаговый разбор
Задание 18 проверяет владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, а также умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Для его выполнения выпускник должен уметь оценивать социальную информацию, а также осуществлять её поиск в различных источниках.
По мнению Рене Декарта, определение значения слов может избавить человечество от половины заблуждений.
«Понятие» представляет собой мысль, отражающую суть и признаки предмета или явления. Термином является название понятия.
Необходимо учитывать, что обществознание является комплексной учебной дисциплиной, включающей в себя основы различных гуманитарных наук: философия, социология, политология, культурология, правоведение. Поэтому выпускник, сдающий ЕГЭ, должен овладеть большим количеством терминов и понятий. Обществоведы считают, что для получения большого количества баллов, выпускнику необходимо знать более 2750 терминов. Это усложняется тем, что основной материал по обществознанию изучается с 6 по 9 класс. В 10-11 классах идёт расширение и углубление знаний. За такой длительный период времени знания могут рассеиваться и утрачиваться. Поэтому работа с обществоведческими понятиями должна проходить на каждом уроке. Знание сущности понятий – это и цель, и средство обучения. От этого зависит результат, который будет получен выпускником на ЕГЭ.
Как выполнить задание 18 в ЕГЭ по обществознанию?
Задание 18 на ЕГЭ обществознания в 2024 году − это часть составного задания к тексту. От выпускника требуется указать главные признаки понятия с последующим определением понятийной связи с опорой на текст. Необходимо найти предложение и определить вид связи:
- причинно-следственная (зарождение или завершение явлений или процессов);
- иерархическая (господство и подчинение, системность);
- функциональная (имеет отношение к исполнению функций);
- качество воздействия (степень изменения сущности явлений или процессов).
Суть второй части задания состоит в том, что ученик должен опираться на текст. Для этого он должен найти в нём соответствующее предложение и объяснить требуемую в задании связь. Чтобы выполнить данное задание на высоком уровне необходимо обладать системой знаний по обществознанию.
Как правильно сформулировать понятия?
В книге «Тематический тренинг ЕГЭ 2024» содержатся задания, проверяющие умения определять признаки основных обществоведческих понятий. Для этого по каждому разделу курса автор выделил 10-15 ключевых базовых понятий. Например, по разделу «Человек как результат биологической и социальной эволюции» даётся перечень ключевых базовых понятий, для которых необходимо указать три существенных специфических признака:
- сознание
- потребность
- индивидуальность
- общение
- способности
- свобода
- мышление
- социализация
- индивид
- личность.
В пособии представлены развёрнутые ответы, позволяющие ученикам проверить выполнение задания.
Пример 1. Основные признаки понятия «потребность»:
- нужда, необходимость человека в чём-либо;
- осознание нужды становится мотивом для деятельности человека;
- необходимость чувства удовлетворения для полноценной жизнедеятельности.
Пример 2. Основные признаки понятия «личность»:
- социально значимые качества человека;
- формируется в обществе;
- формируется в процессе социализации в общении и деятельности.
Как правильно сформулировать понятия по нормативным документам?
При работе с определением признаков понятий, имеющих отношение к нормативным документам, учащимся нужно быть предельно внимательными, так как каждое слово в них имеет определённое значение. Поэтому расширительное толкование здесь запрещено. В тексте некоторых заданий уже включены определенные признаки. Их выпускники не могут указать в ответе.
Например, используя обществоведческие знания, назовите не менее трех признаков налога, как законного платежа, установленного для физических юридических лиц.
В данном случае авторы уже указали признаки налога как законно установленного платежа и то, что его уплачивают физические и юридические лиц. Эти признаки могли бы быть указаны в ответе, если бы о них не было сказано в условии задания. Поэтому в случае, если ученик назовёт их – балл за выполнение задания не получит.
В качестве верного ответа могут быть названы следующие признаки, о которых автор не упомянул:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- денежная форма.
Методы запоминания понятий
Подготовка к экзамену требует запоминания большого количества терминов и понятий. Этой цели нельзя добиться без использования определенных методик. Для отработки навыков выполнения заданий, проверяющих степень усвоения ключевых обществоведческих понятий, в том числе и первой части задания 18 на ЕГЭ по обществознанию, можно использовать следующие приемы:
- визуализация - при помощи рисунков определить суть понятий. Этот способ позволяет сконцентрировать в ограниченном пространстве основные признаки понятия.
- выделение и запоминание только ключевых признаков - попытки выучить наизусть или зазубрить формулировки определений понятий могут не принести желаемого результата. Во-первых, понятий так много, что все определения выучить сложно. Во-вторых, когда дело доходит до ответа, получается не то, что нужно. Вроде определение есть, а понимания нет. В результате, ученик не может связать заученный текст с поставленным вопросом. Поэтому специалисты рекомендуют при работе с определением понятия выделять (можно подчёркивать другим цветом) специфические, сущностные признаки, отличающие данный процесс или явление от других.
Например, признаками понятия «гражданское общество» являются: «относительно независимые от государства общественные отношения», «негосударственные организации», «частные или коллективные интересы», «потребности граждан».
- установление ассоциаций – здесь нужно быть очень внимательным, так как некоторые из них могут характеризовать и другие понятия. Поэтому от них нужно отказываться.
Например, при работе с понятием «государство», возникают такие ассоциации, как: народ, закон, политика, армия, герб. В этом списке есть слово «герб». Относится ли эта ассоциация только к понятию «государства»? Гербы имеют города, политические партии, области. Поэтому эта ассоциация в данном случае лишняя.
Заключение
Подведем итоги. Главное, что хотелось бы посоветовать выпускникам, готовящимся к ЕГЭ, стремиться глубоко осознать сущность обществоведческих понятий. Отличными помощниками в процессе обучения станут книги издательства Легион. В них вы найдете разнообразные задания для изучения теории курса обществознания и отработки необходимых для сдачи экзамена умений. Готовьтесь к ЕГЭ с пособиями издательства «Легион».
Книги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Издательство «Легион» много лет выпускает полезную литературу для ЕГЭ. На 2024 год подготовлены следующие книги:
- Обществознание. ЕГЭ-2024. Тематический тренинг: теория, все типы заданий;
- Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2024. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2024 года;
- Обществознание. ЕГЭ. 10–11-е классы. Работа с нормативными документами;
- Обществознание. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изд. 10, испр. и доп
- Обществознание. ЕГЭ. Составное задание высокого уровня сложности: подготовка доклада по заданной теме (задания 24, 25)
Эти и другие книги издательства дают возможность учащимся качественно подготовиться к ЕГЭ.